Lenco L75 “Зебреныш”

Сразу начну с “отмазки” 🙂 эта статья мои личные заметки и ни в коей мере тот кто нашел ее в интернетах не должен принимать как руководство к действию. все что вы делаете – на свой страх и риск. в статье не описывается очень много нюансов которые могут возникнуть в процессе этой работы. если вы думаете что все просто легко мягко и пушисто – вы ошибаетесь. хотя наверное для кого как.  Большое спасибо моему другу Славе 🙂 и Кармадону 🙂

Найти в наше время “возрождения винилла” Garrard 301 или 401, Thorens 124 по вменяемым деньгам – нереально. мода маркетинг и т.д. Цены на Ebay взвинчены космические. найти более менее нормальный аппарат по адекватной цене невозможно. Но это все лирика.

Есть много хороших вертушек которые не так на слуху и не так раскручены среди любителей винтажа. не буду перечислять модели – ни о ни речь. каждый сам для себя выбирает, слушает и т.д.

Мне так и хочется отступить от темы и начать философствовать о директдрайве, ролике, пасике, но все таки заметка о Lenco 🙂 Я люблю ролик. Почему – да все просто. У ролика есть драйв. Ролик умеет свинговать. Ролик умеет передавать энергию и энергетику. И вот тут я плавно перейду на Ленку 🙂

Ленка обладает очень удачным и простым, бесшумным роликовым приводом. С достаточно неплохими характеристиками детонации. Эта простая и в тоже время гениальная конструкция плюс швейцарское качество середины прошлого века, отсутствие всякой электроники, позволяет этим проигрывателям работать уже больше чем половину столетия, и в перспективе проработать ещё столько же.

Lenco L75 — это один из самых популярных простых и доступных роликовых проигрывателей в мире. На его базе в свое время выпустили также известный L78. Выпустили их довольно много, поэтому найти и L75, и его аналог L78 в хорошем состоянии вполне возможно.

Несмотря на прекрасный роликовый привод, плинты и тонармы не имеют столь выдающихся характеристик, поэтому Lenco L75 является один из самых часто модернизированных проигрывателей в мире.

Столы Lenco L75/L78 является прекрасной базой для создания действительно хорошего аудиофильного винилового проигрывателя, который может соперничать с большинством проигрывателей стоимостью 2-3 тысячи долларов, а также можно получить любой внешний вид по желанию владельца.

Моя первая Ленко была куплена на аукционе в Германии и приехала ко мне в первозданном виде.

я ее быстренько разобрал, привел в порядок перед включением и начал слушать. сразу хочется сказать что купил я ее довольно таки в неплохом состоянии. самое главное что все детали были оригинальны. внуть я думаю никто не лазил. Ролик был практически без выработки. Может его конечно меняли до меня. не знаю.

так же был разобран родной тонарм. все подшипники были помыты и смазаны. заменены родные V-Block на резиновые от AudioSilence. Хвостовик тонарма был конечно же просажен.

типичная болезнь Ленок. происходит это из за того что растягивается демпферная струна которая находится внутри трубки. Успешных случаев замены этой струны я не знаю. Народ на форумах ограничивается тем что заматывает пространство между двумя частями трубы зубной нитью пропитанной цианоакрилатом.

но я честно скажу этого не делал. просто решил послушать ее такой как она ко мне попала.

Все было достаточно не плохо но надо было двигаться дальше 🙂

Первым делом конечно же мне мулял тонарм. Ставить тонарм ценой как крыло от самолета желания и возможности не было, посему я решил для начала пойти простым путем. Хотя бы для того чтоб оценить возможности этого ролика.

Поэтому на Ebey-ях был откуплен Ortofon AS212. Весьма неплохой тонарм, а главное что он подходил мне по параметру Pivot to Spindle, Overhang, Effective Lenght.

Я еще не думал о глобальных переделках этого аппарата и пытался пойти по пути наименьшего сопротивления 🙂 наивный ….

Ну что ж …. тонарм был куплен и приехал.

практически сразу он был раскурочен, все промыто, подшипники смазаны, проведен ревайринг на проводку Cardas 33X4 Braided Tonearm Wire

тонарм приехал в идеальнейшем состоянии. не снимал видео его в движении но он очень легок на ходу. магнитный антискейтинг очень эффективный.

Ну что ж ….

Поехали дальше ….

Пока тонарм ехал ко мне, я уже решил что делать будем как надо и дадим этому проигрователю вторую жизнь 🙂 В душе у меня он вызывал какие то теплые чувства и что называется грел душу.

Поэтому следующим стал плинт 🙂

Основа плинта была сделана по классике из настоящей фанеры балтийской березы.
Побегал по Киеву я конечно предостаточно пока нашел фанеру балтийской березы высшего сорта. Но нашел 🙂 Причем с радости взял я ее целый лист 🙂 Которого хватит мне еще на несколько плинтов для других моих проектов.

За основу было взяты бесплатные шаблоны плинтов, пересчитаны в программу для станка с ЧПУ, слои вырезаны на ЧПУ (6 слоев по 18мм) и проклеенны между собой.

вот такой получился красавец 🙂

А вот и первая примерка

Следующий шаг это была облицовка. лакировать или шпонировать не хотелось, поэтому было принято решение сделать облицовку массивом зебрано.

Куплена доска зебрано.

ну а дальше не спрашивайте 🙂

Шлифовка на улице само по себе очень приятное и вдохновляющее занятие 🙂

Дальше шла лакировка. Вернее покрытие плинта маслом. Лакировать не хотелось. Хотелось чего то более натурального. Поэтому зебрано покрывался датским маслом Rustins Danish Oil.

покрываем маслом

Сразу хочу сказать, наверное надо было с этого конечно начать. Эта статья это не руководство к действию. В ней я не описываю что и почему я делаю и зачем. Так же не описываю все достоинства и недостатки конструкции Ленко.

Больше это просто запись в блоге самому для себя. как путевые записки.

Переделываем шпиндель

Пока плинт сохнет 🙂 (образно) приступаем к модернизации шпинделя. Зачем спросите вы … если дочитали до этого места 🙂 По двум причинам.

  • в Ленко слабый металл стола. Я хотел поставить двойной диск.
  • Я хотел чтоб шпиндель имел очень жесткий упор в плинт а не крепился только к столу.
  • Сам шпиндель должен работать в маслянной ванне.
  • Замена подшипника.
  • шлифовка вала шпинделя.

Шпиндель был разобран 🙂 и перемыт.

Шарик заменен на шарик из Нитрида кремния Si3N4.

Керамика (Si3N4) тверже рубина и сапфира и намного тверже любой стали или кварца. По твердости нитрид кремния (Si3N4) превосходит только алмаз.

Этот керамический подшипник является отличным обновлением стандартных шарикоподшипников из нержавеющей стали и других керамических подшипников.

Они немагнитны, обладают электроизоляцией и очень низким тепловым расширением.

Научно доказано, что керамические подшипники намного превосходят стальные, снижая трение в 8-10 раз.

Уменьшение трения также снижает вибрацию и шум.

Ложе подшипника заменено на PTFE (Teflon).

В итоге для опоры подшипника была “разработана” специальная “нахлобучка” 🙂 которая играет роль и опоры шпинделя и маслянной ванной.

забегая вперед выложу фотки того как это выглядит в сборе.

Перебираем мотор

вал мотора закреплен на двух сферических подшипниках. когда я разобрал первый (носик) то состояние масла в нем мне если честно не понравилось.

поэтому конечно же мотор был разобран и смазка в нем заменена.

Плинт сохнет, шпиндель готов, мотор и тонарм перебран. Что дальше ….

А дальше начался еще больший геморрой.

Я установил тонарм на место и начал колхоз колхозить с новым тонармом и старым ленковским армлифтом. Не буду я все описывать и прикладывать фотки. Только танцы с бубном я с ним не танцевал. В итоге мне удалось заставить его работать, но честно скажу, мне это не нравилось. не лежала душа. поэтому ……

Все было демонтировано со стола.

стол проклеен виброизоляцией. сейчас это только начало поклейки 🙂 поклеено все что можно и ненужно 🙂 вибра у меня была 🙂

Стол очищен от краски.

Сняты все декоративные пластинки с логотипами ленко которые мне хотелось оставить чтоб соблюсти аутентичность.

все отверстия от родного армлифта заклеены металлическими пластинами с металло эпоксидной смолой.

после этого

Стол покрашен 🙂

после этого на тонкий двусторонний скотч приклеена родная декоративная накладка. видел на картинках что многие люди оставляют так, но мне хотелось какой то аутентичности. чтоб все знали что это Ленко 🙂 ну если что накладку будет легко снять.

собираем все до кучи и добиваем вибры во все дыры 🙂 я решил притянуть стол к плинту еще через штатные места по углам. для этого были сделаны вот такие длинные шпильки насквозь через плинт.

для того чтоб поверхность стола была жестко монолитной в плинт еще были вкручены опорные гайки

теперь стол крепится к плинту –

  • через опорные гайки
  • 4 шпильки насквозь через плинт по углам
  • через очень жесткое крепение и упор шпинделя

продавить такую конструкцию невозможно. можно будет поставить двойной диск без всякого риска.

кстати планирую поставить родной диск + диск от telefunken S500/600

Итак по факту

  • сделан новый плинт из фанеры балтийской березы с облицовкой массивом зебрано
  • сделан упор для шпинделя и заменен подшипник шпинделя
  • перебран и отстроен мотор
  • докуплен и проведена профилактика и реваиринг нового тонарма
  • стол покрашен, заделаны лишние отверстия, полная вибро изоляция
  • сделан новый фонокабель на базе квадропольного микрофонного кабеля MOGAMI

Осталось самое веселое 🙂

лифт тонарма! для начала был куплен лифт от Rega. но с ним были нюансы. не буду вдаваться в подробности, проигрователь работал с ним но червячок точил душу 🙂

после моего довольно продолжительного нытья Кармадон разработал и сделал специальную версию лифта для Ортофона. Суть задачи – сделать как можно меньшую базу лифта которая разрешит максимально низко опускать тонарм и регулировать VTA

это записано на видео, видео на английском ибо писалось для коллег по форуму но смысл передаст

фотки тонарма с Кармадоновским лифтом

ну вот и все 🙂 на этом проект закончен 🙂

первый запуск после настройки тонарма.

УРА УРА УРА

и “ДА”! Ролик звучит действительно волшебно. Очень драйвовая подача у Ленки. Сейчас у меня на нем установлен мой любимый Shure M97XE  и я доволен результатом 🙂

Update

Фото галлерея последней редакции 🙂

 

Запись опубликована в рубрике Lenco L75, Всячина с метками , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.