Время Джаза 22.09.2013 83 года тенор-саксофонисту Сонни Роллинсу

На свингующих коротких, из космоса через спутники HotBird и AsiaSat-3 или же с нашего сайта www.svoboda.org вы слушаете еженедельное «Время Джаза». «Время джаза» – это история Сонни Роллинсамериканской музыки. У микрофона в Париже – Дмитрий Савицкий.
1. Sonny Rollins – My One and Only Love – 5:59 (Sonny Rollins – The Standard Sonny Rollins – RCA)

ДС: – «My One and Only Love», «Моя Одна и Единственная Любовь» – музыка Гая Вуда, слова (отсутствуют) Роберта Меллина. Эта песня, ставшая стандартом, впервые была записана Франком Синатрой  в мае 53 года. Состав: Сонни Роллинс – лидер, тенор-саксофон; Хэрби Хэнкок – рояль;  Боб Крэншо – контрабас и Мики Роукер – ударные. Июль 64 года, студия звукозаписи RCA, Нью-Йорк.
Сонни Роллинс родился 83 года назад в Нью-Йорке. Родители его были уроженцами Виргинских островов, это территория США, но первооткрывателем островов был Христофор Колумб. Случилось это в 1493 году, когда мореплаватель блуждал среди волн и скал, пытаясь обнаружить в густом тумане столь желанную Индию.
Караибские ритмы пульсируют в музыке Сонни Роллинса, но, да простят меня аборигены, к счастью не слишком часто. В противном случае Роллинс стал бы саксофонистом фольклорным. Но Роллинс, чья судьба, прежде всего, вызывает изумление, стал, с легкой руки его продюсеров, «Колоссом Саксофона». Так, по крайней мере, назывался его самый знаменитый диск, самый – молодых лет. Там, естественно, есть тема в ритме калипсо, то есть то, что ему напевала мама в виде колыбельной. Но эта пьеска «Сент-Томас» звучала и в «49» и во «Времени Джаза» часто. Так как молодой Сонни дерзнул всеми правдами и неправдами  дебютировать у Телониуса Монка, попробуем этот период:

2. Thelonious Monk –  Brilliant Corners – 7:44 (Sonny Rollins – The Freelance Years – Riverside)

ДС: «Brilliant Corners» – я не уверен в том, что это «Сверкающие, блестящие углы»… К названиям композиций Телониуса Монка нужно всегда подходить на цыпочках, даже, если под мышкой у вас толстенный словарь «Brewer’s» идиоматических фразообразований… Состав: Эрни Хэнри – альт-саксофон; Сонни  Роллинс – тенор;  Телониус Монк – рояль (он же лидер); Оскар Петифорд – контрабас и Макс Роуч – ударные. Декабрь 56 года, «Riverside».
Как именно Сонни Роллинс умудрился войти в комбо Монка – чуть позже.

Короткие волны до сих пор доставляют вам на дом еженедельное «Время Джаза». «Время Джаза» – это история американской музыки, её метаморфозы и её герои. Вы можете слушать нас так же через спутники HotBird и AsiaSat-3, но проще всего и надежнее – с нашего сайта www.svoboda.org. У микрофона в Лютеции ваш ДС.

3. Monk & Rollins – Bemsha Swing – 7:44 (Sonny Rollins – The Freelance Years – Riverside)

ДС: «Bemsha Swing» – всё того же Телониуса Великолепного. Дата записи не изменилась – декабрь 56 года. Состав – частично: Кларк Терри – труба; Сонни Роллинс – тенор-саксофон; Монк – рояль; Пол Чембэрс – контрабас и Макс Роуч – ударные.
Итак, юный Сонни Роллинс, которого на самом деле звали Теодором Уолтером, который родился, напомню, 83 года назад в сентябре, съев американскую манную кашу, садился на табурет и играл на пианино. Но однажды его дядя, музыкант-любитель, как и все в семье, кроме отца, который был офицером флота, дядя отомкнул створки футляра внутри которого пурпуром горел бархат и пацан Роллинс узрел золотой сакс, который сиял так, что Сонни сказал: – Ы! Вот оно!
Мать Сонни, которая работала служанкой, купила ему сначала альт-саксофон, а потом – тенор…
Орнетту Коулмену принадлежит вот такое высказывание:
– Если черные ребята умудрились что-то сурово и отчетливо заявить о душе тех, кого звали «нигрос», то это было сделано с помощью тенор-саксофона….

4. Miles Davis – Airegin – 4:57 (Miles Davis – Bags’ Groove  – Prestige)

ДС: – «Airegin», Нигерия, если прочитать наоборот. Пьеса Сонни Роллинса, декабрь 54 года, студия Руди ван Гельдера, Нью-Джерси. Роллинсу всего лишь 23 года! Майлз – труба; Роллинс – тенор; Хорас Сильвер – рояль; Перси Хис – контрабас и Кенни «Клук» Кларк – ударные.
Это одна из трех классических композиций Сонни Роллинса:  «Airegin», «Oleo» и «Doxy». Если «Airegin» это Нигерия, «Doxy» – веер понятий от доктрины, убеждения и до любовницы, то «Oleo» – марка маргарина. Что же еще делать, если после записи за вами ходит человек с ведомостью и данными пьесы, скажем, семь минут тридцать три, пять вариантов, имена музыкантов, и спрашивает: «Как назовем?» «Мост» – отвечает Роллинс, – потому что на мост он выходил играть, тренироваться в затяжной период его исчезновений из джаза.

«У нас в квартале жил парень, Лоуэлл Льюис, феноменальный трубач, который первым просёк игру Майлза, – вспоминал Сонни Роллинс. – Мы как раз заканчивали среднюю школу, а он уже умудрился получить работу у Монка. Монк как раз искал молодых музыкантов вроде нас. Мы были с Льюисом корешами, и он решил мне помочь попасть в комбо Телониуса. Монк уже нацелился на саксофониста из Бруклина – Коулмена Хоппена, но я знал, что если Монк послушает, как я играю, я, скорее всего, получу работу. Мы были крутыми молодыми котами и в итоге сообразили, как представить меня Монку». КЦ.
Роллинс говорил, что играть с Монком было божественным экспериментом.
Нижайший поклон всем нашим слушателям, которые живут между здесь и там, там и здесь, то есть между Москвой и Бостоном, Питером и Сан-Франциско, Берлином и Новосибирском, Чикаго и Томском. Вас становится все больше и больше и, что приятно, вы не забываете о наших частотах и о нашем сайте www.svoboda.org. И в Париже живут слушатели из Омска, Краснодара и Твери, которые потрясают вашего ДС воскресными вечерами, ибо из их открытых окон раздаются позывные «Времени Джаза». Спасибо! И не забывайте писать на наш сайт и отправлять заявки и запросы…

5. Sonny Rollins – You Don’t Know What Love Is – 6:26 (Sonny Rollins  – Valse Hot – Dreyfus)

ДС: – «You Don’t Know What Love Is», «Ты не знаешь, что такое любовь» Джина ДеПола, стандарт 41 года. Квартет Сонни Роллинса. Роллинс – тенор-саксофон; Томми Фленегэн – рояль; Даг Уоткинс – контрабас и Макс Роуч – ударные. 22 июня 56 года. Хакенсак, студия Руди ван Гельдера.
Сонни Роллинс всегда был большим. Физически большим. И звук его сакса был большим и угловатым. Он был, по словам историка джаза Йоахима Берендта, «самым влиятельным, самым мощным тенор-саксофонистом второй половины пятидесятых». Он играл со всеми великими эпохи: с Артом Блейки, Тэддом  Дамроном, Бадом Пауэллом, Майлзом Дейвисом, Фатсом Наварро, Монком и всей остальной гвардией талантов. «В его игре сходились вместе скоростные переплетения игры Чарли Паркера, объемное звучание Коулмена Хокинса, которое Сонни превратил в собственный острозаточенный, полный углов и неожиданных переходов звук, с добавкой неизбежной мягкой лиричности Лестера Янга». Удивительно, как точно понял Берендт Монка и Роллинса: «Оба они были ньюйоркцами, – писал он,- и у них было это типичное для ньюйоркцев быстрое и наждачное чувство юмора. Оба играли абсолютно не напрягаясь, с невероятной свободой, обозначая тему подчас лишь короткими стаккато, иронизируя и хохмя на свой манер…» КЦ

6. Sonny Rollins – To a Wild Rose – 8:39 (Sonny Rollins – The Cutting Edge – Milestone)

ДС: – «To a Wild Rose», «Дикой Розе» – пьеса Сонни Роллинса, тенор-саксофон; Стэнли Коуэлл – рояль; Масуо – гитара; Боб Крэншо – контрабас; Дэвид Ли – ударные и Мтуме – барабаны конга. 6 июля 74 года, фестиваль в Монтрё, Швейцария.

Сонни Роллинс не был исключением среди сверстников, разбивших лагерь на изумрудной траве вершины джазового Олимпа. И он пускал по вене цветную радугу, покупал «снежок», колол герыч, пил до дна, до самого дна. Но тех, кто шырялся вместе с ним, занюхивал и замешивал – нет в живых. Сонни Роллинс возвышается над эпохой, над эпохами и после отсидок, и после метадоновых путешествий. Он несколько раз исчезал из студий и со сцен клубов – на два года, на три. Но то не были застенки исправительных заведений. Он был самоучкой и он это знал. И у него появился достойный и даже угрожающий соперник – Джон Колтрейн. И хотя они были совсем разными, они были одного роста, в жизни и в джазе. И Сонни шел на мост через Ист-Ривер, на Вильямсбургский мост и играл там часами. Мост соединял Гранд стрит в Бруклине и Бродвей в Манхеттене. Он соединял гиганта, колосса Роллинса с кем-то новым, еще более крупным, свободным, готовым к новым и, как мы знаем, бесчисленным победам.

Финишная прямая «Времени Джаза», волны «Свободы» и наш бессонный сайт www.svoboda.org. У микрофона в окончательно осенней Лютеции – ваш ДС.
Я предлагаю расстаться на лейтмотиве к фильму 66 года британского кинорежиссера Льюиса Гилберта «Alfie». Сонни Роллинс написал музыку к фильму, но он же часто исполнял различные варианты этой темы. От трехминуток до тридцатиминутных импровизаций:

7. Sonny Rollins – Alfie’s Theme – 9:41 (Sonny Rollins – Alfie – Impulse!)

ДС: – «Alfie» – лейтмотив одноименного фильма Льюиса Гилберта. Сонни Роллинс и оркестр Оливера Нелсона. Нелсон второй тенор-саксофон; Джимми Кливленд и Джей Джей Джонсон – тромбоны; Фил Вудс – альт-саксофон; Денни Бэнк – баритон-сакс; Кенни Баррел – гитара; Роджер Келоуэй – рояль; Уолтэр Букер – контрабас и Франки Данлоп – ударные. 26 января 66 года, все тот же Руди ван Гельдер, Нью-Джерси.
Звукорежиссер этого выпуска «Времени Джаза» Илья Бобчинецкий. Автор и ведущий – Дмитрий Савицкий. Поклон вам из Парижа! Всех благ, чао, бай-бай!

Оставить комментарий