Через две недели ему исполнится восемьдесят лет. Для меня он был всегда учеником, последователем и наследником моего кумира – Джона Колтрейна. Но он смог стать самим собой, сохранив верность учителю.
Уейн Шортер только что получил четыре награды ежегодного шестьдесят первого конкурса критиков-музыковедов «Даунбита»: за лучший альбом года, лучшее джазовое комбо, место лучшего сопрано-саксофониста и звание музыканта года.
Где бы вы ни были, добро пожаловать на частоты «Свободы» и на наш международный сайт www.svoboda.org . У микрофона в Париже – Дмитрий Савицкий.
Wayne Shorter – Virgo – 7:09 (Wayne Shorter – Night Dreamer – Blue Note)
«Virgo», «Созвездие Девы» – композиция Уейна Шортера. Он и родился под созвездием Девы. Композиция с моего первого диска Уейна «Night Dreamer», «Ночной Мечтатель». Именно здесь он и близок, и верен Джону Колтрейну.
С Уейном – тенор-саксофон, играли: МаКой Тайнер – рояль; Реджи Уоркмэн – контрабас и Элвин Джоунс – ударные. 29 апреля 64 года, студия звукозаписи, всё верно, Руди ван Гельдера.
И – сравним ученика с мэтром:
John Coltrane – Naima – 4:21 (John Coltrane – Giant Steps – Atlantic)
«Naima» – композиция Джона Колтрейна. Хуанита Наима Граббс была первой женой Трейна.
Состав: Джон Колтрейн – тенор-сакс и лидер; Уинтон Келли – рояль; Пол Чэмбэрс – контрабас и Джимми Кобб – ударные. Четвертое мая пятьдесят девятого года, студия звукозаписи «Atlantic».
Сравнивать мэтра и ученика мне кажется бесполезным. Единственное, что следует сказать, так это то, что ученик не отстает от мэтра ни на бемоль.
Мне как-то довелось стоять с ним рядом на сцене парижского «Рекса» перед концертом. Мы были одного роста, но Уейн был не, грубо говоря, толще, а плотнее, тяжелее меня, но без объема. Другая материя. Он был в черном лоснящемся новизной костюме и, в отличие от своего второго мэтра, Майлза Дейвиса, который быстро избавился от костюмов и галстуков, перейдя на хипповый калифорнийский стиль, даже утирался платком-ласточкой, что твой Сатчмо. В Париже перед концертами за закрытым занавесом часто устраивают мини-конференции, а главное фото сессии. Уейн был малословен, отшатывался от вопросов, слова ему явно мешали. Сам же концерт я никогда не забуду. К концу концерта по лацканам его шелкового пиджака струился пот, но он не уходил в кулисы, как это делал Майлз, он просто встряхивал головой, как лошадь перед последним виражом манежа….
В прямом эфире на наших коротких или через спутники HotBird и AsiaSat-3, или же в подкасте с нашего сайта www.svoboda.org вы слушаете еженедельное «Время Джаза». У микрофона в Лютеции – ваш ДС.
Когда Джон Колтрейн вошел в клуб немногочисленных и по-настоящему талантливых джазменов фри-джаза, Уейн пошел за ним. Вот его версия «Грустного Вальса» Жана Сибелиуса:
Wayne Shorter – Valse triste – 8:00 (Wayne SHORTER – Footprints Live! – Verve)
«Valse triste», «Грустный Вальс» Жана Сибелиуса, аранжировка Уейна Шортера, он же тенор-саксофон и лидер; Данило Перез – рояль; Джон Патитуччи – контрабас и Браян Блейд – ударные. 24 июля 2001 года, сад дворца Longchamps, Марсель.
Шортер, конечно, уникален, он один, но его много! Вот еще один Шортер – на своем любимом сопрано. Большой оркестр Маркуса Миллера создает слегка фольклорный фон для Уейна:
Wayne Shorter – High Life – 6:28 (Wayne Shorter – High Life – Verve)
«High Life», «Высшее Общество» – композиция Уейна Шортера, сопрано-саксофон. Большой оркестр Маркуса Миллера. СД вышел на «Verve» в 95 году, но он записывался по частям в разные годы. Эта тема «High Life» была записана, судя по всему, в 88-м.
Напомню, что Уейн Шортер, родившийся 25 августа 33 года, только что стал джазменом года.
Справедливости ради стоит поставить Уейна Шортера эпохи «Weather Report». Комбо было создано Уейном Шортером и австрийским клавишником Джозефом Завинулом. Группа просуществовала с семидесятого по восемьдесят шестой год. Это был один из первых оркестров фьюжн, возникший почти одновременно с электронным комбо Майлза Дейвиса, оркестрами «Махавишну», «Возвращение в Будущее» и «Охотники за головами». Некоторые вещи комбо «Прогноз Погоды» мне, но это личное мнение, кажутся устарелыми, но многие – вполне современны.
Однако, сначала я позволю себе напомнить, что вы слушаете еженедельное «Время Джаза» на коротких частотах «Свободы», через спутники HotBird и AsiaSat-3 же или же с нашего сайта www.svoboda.org. У микрофона в раскаленном городке на выкипающей Сене – ваш ДС.
Weather Report – Blackthorn Rose – 5:02 (Weather Report – Mysterious Traveller – Columbia)
«Blackthorn Rose», «Колючая Роза» или «Роза Терновника» – композиция Уейна Шортера, он же – сопрано-саксофон. Джо Завинул – вся параферналия электроники, от синтезатора, фортепьяно, калимбы и до гитары. Альфонсо Джонсон – контрабас; Измаэль Уилбёрн – ударные и Дом Ам Ромао – percussion. Февраль 74 года.
И еще один лик джазмена года Уейна Шортера:
Art Blakey & The Jazz Messengers – El Toro – 6:20 (Art Blakey & Jazz Messengers – The Freedom Rider – Blue Note)
Отличное соло Уейна Шортера, играющего в составе «Вестников Джаза» собственную композицию «El Toro», «Бык». Ли Морган – труба; Бобби Тиммонс – рояль; Джимми Меррит – контрабас и Арт Блейки – лидер комбо, ударные. Запись сделана Руди ван Гельдером 27 мая 61 года в Инглвуде Клиффс, Нью-Джерси.
Майлз Дейвис однажды обратился к Уейну с замечательной фразой: «Когда ты сочиняешь для нас пьеску, оставляй окно, чтобы мы могли бы из нее выбраться…»
Уейн Шортер знал и знает, что рынок есть рынок: подтяжки это, шнурки, замороженные улитки или же – музыка. Он знает, что даже самые уважаемые фирмы звукозаписи будут сопротивляться тому, что они считают «некоммерческим», проще: тем записям, которые трудно продать. В его ситуации одного из последних мэтров (директора фирм знают, что его музыкальная биография не просто паровозик, а очень большой локомотив) ему чуть легче, чем остальным. И, не смотря на это, Уейн чувствовал, что его последний диск, ставший диском года, «Without a Net», «Без подстраховки», без, как в цирке, подстраховочной сетки, этот СД будет нелегко запустить на орбиту. В интервью «Даунбиту» он говорит о «сопротивление», «resistance», цитирую:
«Я говорю о сопротивлении, сопротивление корпоративного мира, о трудностях того, что они называют рынком. Легкость выхода на рынок разбивается здесь о феномен непродажности, истинности творческого процесса. Но я вижу эту сопротивляемость, как сопротивляемость воздуха и земного притяжения, необходимые для того, чтобы самолет взлетел. Он не может взлететь без этого сопротивления, которое и помогает ему оторваться от земли…»
Уейн Шортер, как и его друг пианист Херби Хенкок, буддист. Он размышляет в свободном пространстве – свободно. Но эта свобода не далась ему даром. Зато он изучил подъемную силу неизбежного сопротивления.
Wayne Shorter – S.S. Golden Mean – 5:18 (Wayne Shorter Quartet – Without a Net – Blue Note)
«S.S. Golden Mean», по идее «Золотая Середина Стандартов» – композиция Уейна Шортера. Цитата из «Мантеки» Гиллеспи в этой пьеске более, чем выпукла… Премированный диск года Шортера «Without a Net». Данило Перез – рояль; Джон Патитуччи – контрабас и Браян Блейд – ударные. Концертный зал Уолта Диснея, Лос-Анджелес, гастрольная запись 2011 года.
Итак, на чем нам расстаться с джазменом года? Как насчет его композиции, посвященной Билли Холидей «Lady Day»? Это март 65 года, студия ван Гельдера и с Шортером, тенор-сакс, играют: Фредди Хаббард – труба; Джеймс Сполдинг – альт-саксофон; МаКой Тайнер – рояль; Рон Картер – контрабас и Тони Уильямс – ударные. Это ритм-группа – Майлза Дейвиса.
Wayne Shorter – Lady Day – 5:31 (Wayne Shorter – The Soothsayer – Blue Note)
«Lady Day», то есть Билли Холидей, композиция Уейна Шортера 48-летней давности…
Шортер – тенор; Фредди Хаббард – труба; Джеймс Сполдинг – альт-саксофон; МаКой Тайнер – рояль; Рон Картер – контрабас и Тони Уильямс – ударные.
На этом мы и расстанемся. «Время Джаза» вновь будет на ваших частотах через неделю, но вы можете найти этот и предыдущие выпуски нашего джаз-шоу на нашем сайте по адресу www.svoboda.org. Звукорежиссер этого выпуска «Времени Джаза» Александр Аркадьев; автор и ведущий – ваш ДС. Всех вам благ, голубого неперегретого неба, чао, бай-бай!